биография busta rhymes
busta rhymes
в хип-хопе трудно сейчас найти более интересного артиста, чем баста раймз. говорю это без всякой натяжки, и если так дело пойдет, мы скоро научимся отличать хип-хоп от рэпа. грань между этими стилями тонка и размыта, но баста балансирует на ней очень уверенно. он нашел свой имидж - яркий, запоминающийся. почти мультипликационные видеоклипы, "клоунские" костюмы, необычная манера петь. еще один большой плюс - он не боится посмеяться над собой и над всей "черной" музыкой. его песни пропитаны юмором, как хороший торт коньяком, но проблемы баста поднимает острые - политика, расовые отношения, религия. он сам как-то о себе сказал: "я похож на придурковатого мультгероя, но если б я был только им, меня бы уже давно выбросили в мусорную корзину". тревор смит (таково его простое настоящее имя) родился в нью-йоркском районе бруклин в 1972 году. его родители (уроженцы ямайки, обратите внимание) переехали в большое яблоко, когда их сыну шел 12-й год. высокий и ловкий, он был неплохим баскетболистом и, может, добился бы н а этом поприще больших успехов, если б не увлечение хип-хопом. эта музыка всерьез заняла его, и все свободное время он посвящал именно ей. будучи еще в 10 классе, баста принял участие в музыкальном конкурсе, спонсорами которого были авторитетные рэпперы чак ди и группа public enemy. после этого и началась его серьезная музыкальная карьера - с тремя друзьями баста основал группу leaders of the new school. просиживая сутками в студии public enemy на лонг-айленде, парни чему-то научились и даже сумели подписать контракт с elektra records. баста раймз тогда исполнилось 17 лет, и он бросил школу, чтобы целиком посвятить себя музыке... его группа так и не достигла больших финансовых успехов, но в определенных кругах leaders of the new school считались чуть ли не культовой командой. вышло даже два альбома - в 1990-м "future without a past" и в 1993-м "t.i.m.e.". на этом этапе баста попался в сети исламской религиозной секты, которая называет себя "пять процентов населения". не знаю, чем уж там сектанты убеждали пев ца, тогда еще не очень знаменитого, заметьте, но их философия, основанная в 1964 году в гарлеме (где же еще!), состоит в том, что только пять процентов населения планеты посвящены в тайну мироздания, остальные же обречены влачить свое жалкое существование в полном неведении вплоть до дня страшного суда. надо сказать, что секта ведет целенаправленную охоту за богатыми чернокожими артистами и, кроме баста раймз, завладела умами таких исполнителей, как раким, эрика баду и куин латифа. когда популярность leaders of the new school пошла на убыль, баста потихоньку стал отходить от мероприятий, в которых участвовала группа, и больше времени начал посвящать работе с другими артистами. его голос или его идеи присутствуют в альбомах boyz ii men, мэри джей-блидж и tlc, между прочим. особо же удачным оказалось сотрудничество с а tribe called quest, чья работа 1991 года, "scenario", получила общенациональное признание. к сожалению, и так случается очень часто, безупречное восхождение к вершинам признания было омрачено ли чной трагедией. в 1993 году, вследствие преждевременных родов его гражданской жены, баста потерял своего первого ребенка. мальчик прожил на свете всего пару часов... такой удар не просто пережить, но баста нашел в себе силы не оставлять карьеру. через год у его женщины благополучно родился еще один ребенок, тоже мальчик. его назвали ти\'зиа. к тому времени артист уже "полностью" ушел из leaders of the new school и занялся тем, чем хотел. во-первых, кинематографом, получив хорошую роль в фильме джона синглтона, и, главное, своим сольным альбомом, который вышел в 1996 году. lp "the coming" сейчас называют "поворотным моментом" в развитии хип-хопа, а первый же сингл "woo-hah! (got you all in check)" сразу вошел в первую десятку "биллборда". проявив для бруклинского парня завидное благоразумие и коммерческую жилку, раймз направил доходы от продажи этого альбома, а также последующей работы 1997 года "when disaster strikes" на создание собственной звукозаписывающей компании flipmode entertainment. начав с крохотног о офиса на манхэттене, фирма разрослась и сейчас представляет реальную силу на задыхающемся от конкуренции американском рынке "черной" музыки. как яркий алмаз сверкает в драгоценной коллекции этой компании группа the flipmode squad, где со своими друзьями "хип-хоперами" любит попеть и поиграть сам баста раймз. альбом этой группы, "the imperial", вышел в сентябре прошлого года. кстати, у баста есть еще один бизнес - он создает (или нанятые им модельеры, какая разница!) линию одежды "bushi". не успев даже перевести дыхание, артист выдал уже третий и пока самый мощный свой сольный проект - альбом "extinction level event - the final world front". работа проникнута "прогрессивными" идеями конца света и прочих апокалипсисов, которые непременно должны стереть с лица земли человечество, если, конечно, оно не одумается и не начнет вести более правильный образ жизни. в альбоме есть дуэт с оззи осборном - композиция "this means war" (это своего рода римейк знаменитой вещи "iron man" от раннего black sabbath, где, если помните, оззи был вокалистом), а также песня "what\'s it gonna be?!", исполненная на пару с дженет джексон. это самая модная сейчас вещь, и поговаривают, что клип к ней, который сейчас почти без перерыва крутит mtv, из-за навороченной компьютерной графики стал чуть ли не самым дорогим за всю историю видеоискусства. увы, баста раймз не смог избежать неприятностей с законом, с которым приходится постоянно бороться большинству чернокожих музыкантов америки. попался он на все том же запрещенном ношении оружия (пора бы уже черным разрешить его носить, как в ссср когда-то позволяли кавказцам ходить с огромными ритуальными кинжалами!). остановив его "мерседес" за нарушение правил дорожного движения, полиция нашла у артиста заряженный полуавтоматический пистолет 45-го калибра. в марте этого года баста опять попал в поле зрения правоохранительных органов из-за угроз, которые он якобы высказал по телефону своей бывшей сожительнице и матери своего ребенка. впрочем, по сравнению с "проделками" многих его коллег по "черно й" музыке баста раймз выглядит активистом кружка юных тимуровцев. так что есть основания полагать, что главным для него была и остается музыка.